В этом пункте не прямая экономия, а способ пассивного дохода. Вы не экономите средства, а получаете их дополнительно, но в любом случае - это профит.

Даже самый активный бизнес не использует больше 10% от перечня товаров или услуг, в которых он зарегистрирован. Кому-то нужен выпуск одного товара под вашим брендом, и вы всегда можете сдать свой знак в аренду в рамках этого ограничения.

Как оформить аренду на товарный знак?

Если быть точным, само понятие “аренда” не применяется к товарным знакам. Они не вещественны, а сдавать в аренду можно только материальные объекты.

Чтобы временно передать право собственности на товарный знак, нужен лицензионный договор.

В нем вы:

  • Описываете предмет лицензирования.
  • Прописываете стоимость использования товарного знака.
  • Указываете способы использования товарного знака.

Лицензионный договор обязательно регистрируется в Роспатенте.

Как правильно составить договор?

Грамотно составить лицензионный договор - отдельная задача. Можно использовать готовый шаблон договора, но он слишком общий и не отражает всех нюансов. “Жертвы” таких договоров чаще всего и сталкиваются с проблемами, предоставляя третьим лицам права на свой знак.

Что нужно указать обязательно:

  • Предмет договора: товарный знак, номер свидетельства о регистрации и дата его регистрации;
  • Срок действия договора: по умолчанию - 5 лет, но можно увеличивать или уменьшать этот период. Главное, чтобы срок действия договора не превышал срока действия прав на товарный знак;
  • Способы использования товарного знака: для производства товаров/оказания услуг; для фирменной символики (бланки, печати, штампы, сувенирная продукция и др); для рекламных материалов и др.;
  • Ограничения - как и в каком объеме можно использовать товарный знак: разрешенные/запрещенные сферы деятельности; запрет на изменение товарного знака; запрет/разрешение на импорт/экспорт товаров под указанным знаком;
  • Сублицензия: возможно ли передавать права на товарный знак третьим лицам;
  • Вид лицензии: исключительная - лицензиат только одни; неисключительная - лицензиатов 2 и более;
  • Вознаграждение: сумма, порядок выплат (регулярно, однократно либо смешанный вариант), способы оплаты и сроки;
  • Возможность расторжения договора: в одностороннем порядке;
  • Территория, на которой лицензиат может осуществлять деятельность: по всей РФ или в определенном субъекте;
  • полные реквизиты сторон.

Подводные камни. Что еще нужно учесть?

Предмет договора, срок действия, стоимость и порядок использования товарного знака - это основные, существенные условия. Но вы не ограничены только ими. Прописывайте список условий как можно шире, чтобы избежать двусмысленных ситуаций в будущем.

Например, вы передали часть прав на свой товарный знак сторонней компании, а она начала продавать под вашим брендом продукт-конкурент. Или выпустила товар в той нише, куда вы только планировали зайти.

Если не ограничить круг прав на старте, потом вы ничего не докажете.

Иногда лицензиата обязывают предоставлять отчет об использовании товарного знака. Этот пункт дополнительно вносят в договор. Или устанавливают уровень, ниже которого не может опускаться качество товаров/услуг. При этом в договоре фиксируют возможность проводить проверки.

Товарный знак - нематериальный актив компании

сдать в аренду

использовать в деятельности компании

заложить

получить доход

снизить налог на прибыль

получить кредит

Когда лицензирование невозможно

  • Вы можете сдать интеллектуальную собственность в аренду, только если являетесь законным правообладателем. То есть, у вас на руках должно быть свидетельство на товарный знак. Именно свидетельство, а не приоритетная справка по форме 940. В противном случае лицензирование не состоится.
  • Если ваш товарный знак в залоге, его тоже нельзя “сдать в аренду”. Юридические фирмы, которые оформляют лицензионные договоры, обязательно проверяют отсутствие обременений на объектах интеллектуальной собственности.
  • Договор не зарегистрируют, если в нем не предусмотрена возможность распоряжения интеллектуальной собственностью. Например, если объект - фирменное наименование и место происхождения товара.
  • Использование коммерческих обозначений (например, вывесок с названием компании) регламентируется договором аренды предприятия либо договором франчайзинга.

Важно!

Проконсультируйтесь с бухгалтером, как оформить аренду знака правильно с точки зрения налогообложения.

Вишенка на торте:

Товарный знак поможет получить кредит на развитие бизнеса. Это такое же имущество компании, как оборудование или недвижимость, а значит его можно заложить.

“Заложить” можно только отчуждаемый товарный знак, то есть знак права на который могут быть переданы другому лицу. Знак должен также быть нематериальным активом компании, оцениваться конкретной суммой и представлять интерес для залогодержателя.

В договоре обязательно должно быть:

  • описание предмета договора - товарного знака, с номером и датой регистрации;
  • сумма, в которую стороны оценили исключительное право на знак;
  • порядок исполнения обязательств залогодателем;
  • условия, при которых товарный знак переходит к залогодержателю;
  • срок действия договора.

После заключения договора залога правообладатель товарного знака продолжает им распоряжаться. Например, защищать свое исключительное право на использование. Он может даже передать права другому лицу, но договор залога в таком случае продолжит действовать.

Важно!

Залогодержатель может прописать дополнительные условия в договоре. Например, ограничить право распоряжаться знаком: запретить заключать лицензионный договор без согласия залогодержателя. Внимательно читайте договор перед подписанием.

Договор о залоге вступает в силу только после регистрации в Роспатенте. Процедура регистрации договора занимает примерно 2-3 месяца.