• ИП — один из учредителей ООО. На него зарегистрирован товарный знак.
  • ООО — ведет деятельность и перечисляет ИП деньги за использование товарного знака.

ИП и ООО заключают лицензионный договор, по которому ИП предоставляет права на пользование товарным знаком. Взамен ООО выплачивает в пользу ИП вознаграждение.

Сумма и порядок выплат указываются в договоре. Это может быть:

  • Паушальный платеж - ООО выплачивает сумму вознаграждения единовременно;
  • Роялти - систематический платеж, ежемесячный или ежеквартальный. Рассчитывается как % от оборота, но может быть выражен конкретной суммой.
  • Смешанный - ООО выплачивает фиксированную сумму во время подготовки документов, а после регистрации договора - платит роялти.

Закон не регламентирует сумму выплат. Обычно ставка роялти – это 5% от оборота компании.

В результате ООО обеспечивает себе стабильную сумму расходов, которая уменьшает налоговую базу на законных основаниях (подп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Для кого подходит?

Схему можно применять, если:

  • ООО ведет свою деятельность по схеме “доходы-расходы” со ставкой налога 15% для УСН или 20 % для ОСНО;
  • ИП работает по упрощенной системе налогообложения со ставкой 6% от доходной части.

Как это работает?

Сумма вознаграждения за пользование товарным знаком входит в расходную часть ООО. Выплаты за товарный знак увеличивают расходы, за счет этого облагаемая налогом база уменьшается.

ИП уплачивает налог по доходной части, в которую попадает сумма роялти. Ставка налога для ИП 6%, для ООО - 15% или 20%.

ООО ИП Разница
Упрощенная система налогообложения 15% 6% 9%
Общая система налогообложения 20% 6% 14%

Схема позволит сэкономить 9 или 14% от суммы вознаграждения.

Вишенка на торте:

Суммой вознаграждения ИП распоряжается по своему усмотрению. Он может пустить её на развитие бизнеса либо вывести на личную карту.

Вывести деньги из ООО можно только по решению собрания учредителей.

Оптимизация налогов с товарным знаком. 3 правила

Оптимизация налогов - вопрос повышенного внимания для налоговой инспекции. Чтобы избежать правонарушений, следуйте этим правилам:

  1. Лицензионный договор обязательно регистрируется в Роспатенте. Если в период действия договора заключаются доп.соглашения, их тоже необходимо регистрировать.
  2. Сумма роялти должна быть разумной. Для определения справедливой ставки роялти, обратитесь к профессиональному оценщику.
  3. Лицензиат должен реально использовать знак в своей деятельности. Доказательством могут быть, например, документы о реализации продукции, маркированной товарным знаком.

Если соблюдать эти правила, вопросов со стороны налоговой инспекции к лицензионному договору между ИП и ООО не возникнет.

Памятка.
Что обязательно нужно указать в лицензионном договоре

Даже если вы передаете права на знак между собственными компаниями, лицензионный договор должен быть составлен по всем правилам. Обязательно указываем:

  • предмет договора: товарный знак, номер свидетельства о регистрации и дата его регистрации;
  • срок действия договора: по умолчанию - 5 лет, но можно увеличивать или уменьшать этот период. Главное, чтобы срок действия договора не превышал срока действия прав на товарный знак.
  • способы использования товарного знака: для производства товаров/оказания услуг; для фирменной символики (бланки, печати, штампы, сувенирная продукция и др); для рекламных материалов и др;
  • ограничения - как и в каком объеме можно использовать товарный знак: разрешенные/запрещенные сферы деятельности; запрет на изменение товарного знака; запрет/разрешение на импорт/экспорт товаров под указанным знаком;
  • сублицензия: возможно ли передавать права на товарный знак третьим лицам;
  • вид лицензии: исключительная - лицензиат только одни; неисключительная - лицензиатов 2 и более;
  • возможность расторжения договора в одностороннем порядке;
  • территория, на которой лицензиат может осуществлять деятельность: по всей РФ или в определенном субъекте;
  • полные реквизиты сторон.

Пример лицензионного договора